Воронежский гарнизонный военный суд во вторник изберет меру пресечения 20-летнему рядовому Антону Макарову, подозреваемому в убийстве трех сослуживцев на военном аэродроме Балтимор. Его задержали в понедельник днем по дороге в Орловскую область, куда солдат, забрав у мертвого офицера пистолет и угнав автомобиль, поехал к родственникам. Сопротивления он оказать не смог.

Рядового Макарова, который около 5:30 9 ноября убил трех военных и ранил еще одного на военном аэродроме Балтимор, разыскивали в Воронеже около десяти часов. С утра военных, полицейских и бойцов Росгвардии стянули к аэродрому и к дому в северной части Воронежа, где ранее проживал срочник. Возле дома с утра дежурили несколько сотрудников ГИБДД и военной полиции с автоматами и в бронежилетах, а возле главных ворот собралось около десятка бронированных «Уралов», «УАЗов» и микроавтобусов Росгвардии и военной полиции.

Сосредоточившись снаружи, они поехали прочесывать аэродром, периодически к ним подъезжало подкрепление. При этом за территорией части все было спокойно: рядом ездил общественный транспорт, гуляли люди. С другой стороны аэродрома в лесу жители микрорайона Тенистый собирали грибы: они сказали “Ъ”, что даже не слышали об убийстве. Не было постов и в прилегающих к аэродрому садовых товариществах. Лишь на отдельных городских перекрестках и остановках дежурили пары росгвардейцев.

К половине второго дня стало ясно, что срочник сбежал из части, и бойцы Росгвардии уехали с аэродрома. Вскоре стало известно, что Макаров пересел на автомобиль. Под угрозой оружия он забрал машину и телефон у рыбака на северной окраине города и направился к родственникам в Ливны Орловской области. В 40 километрах от Воронежа, возле села Землянск, он был задержан проследившими за машиной оперативниками угрозыска. Захватывать по дороге вооруженного пистолетом солдата оперативники не решились, а сделали это, когда Антон Макаров зашел в магазин и руки его были заняты продуктами. При задержании, судя по появившимся видеозаписям, рядового, который не оказывал сопротивления, зачем-то избили ногами.

 Военный следственный отдел Следственного комитета России по Воронежскому гарнизону подозревает Антона Макарова в убийстве двух или более лиц (п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ) и хищении оружия (п. «б» ч. 4 ст. 226 УК РФ). Ему грозит пожизненный срок, а пока во вторник Воронежский гарнизонный военный суд, как предполагается, изберет рядовому меру пресечения в виде ареста. В Минобороны возможной причиной происшедшего назвали нервный срыв у военнослужащего.
По предварительным данным, тот своеобразно отреагировал на критику прибывшего на пост дежурного по полку майора Сергея Ермолаева: когда офицер отвернулся, рядовой снял с пожарного щита топор и ударил его, после чего забрал табельный пистолет Макарова и добил выстрелом из него.

На помощь майору Ермолаеву попытался прийти его водитель, ефрейтор Сергей Кажокин, но тоже получил пулю. Оба, отметим, были выходцами из Саратовской области. Затем он расстрелял еще двух военных — уроженца Ингушетии Микаила Акталиева, который скончался в больнице, а также рядового Фирсова, у которого оказались задеты плечо и лопатка.

Военные следователи уже назначили ряд судебных экспертиз, в том числе исследование психического состояния подозреваемого. Опрошенные местными СМИ педагоги и сокурсники Макарова описывают его как вспыльчивого и нервного человека. До призыва в армию он два года проучился на радиотехническом факультете Воронежского института МВД, откуда его якобы отчислили за агрессивное поведение. В самом институте “Ъ” отказали в комментариях.

Сопредседатель правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Оксана Парамонова рассказала “Ъ”, что в каждый военный призыв получает «около 150 обращений от призывников, которых пытаются забрать в армию, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, и 30% из них связаны с нарушением нервной системы». «Если говорить о сегодняшнем происшествии, то молодой человек до военной службы учился в вузе МВД, а значит, проходил не одну медкомиссию. Согласно инструкциям, психиатры должны давать оценку состояния здоровья на основании многих характеристик, в том числе бесед с претендентом на поступление и его родителями. Но, по нашим наблюдениям, часто эти инструкции выполняются формально, и не исключено, что человека с психологическими проблемами просто пропустили».

Источник: kommersant.ru